Чем взрослее, тем сложнее?

Малыш замечательный, но временами требует своего, крича и рыдая? или даже ложась на землю? а, бывает, что и дерется? толкается? кусается? на улицу не собраться, с улицы не увести?

IMG_0983_

Когда мы говорим о сознательном возрасте ребенка (после 2 лет), есть реальная возможность договориться.

Уже и не вспомнить, как пришли к этому, мы открыли простой и замечательный способ договариваться, который сводит недовольство ребенка к минимуму, суть которого сводится к использованию независимого судьи (в нашем случае это таймер на электрической плите).

Итак, просит поставить его на кухонный шкаф, чтобы была возможность поизучать содержимое подвесных шкафов. Ведь там много интересного: макароны, крупы, бобы, соль, сахар, специи в стеклянных банках с крышками, зубочистки, спички, чай, орехи и много чего еще. Мы не сторонники ненужных запретов, с пониманием относимся к естественному проявлению ребенком любопытства. Однако, если не ограничить время такого «исследования», это может затянуться надолго и стать обременительным для нас. Чтобы достигнуть приемлемого для обеих стороны компромисса, договариваемся о 5-минутном ограничении и заводим таймер. Как оный запищал, — закрываем все ранее открытые емкости, ставим предметы на свои места и опускаем ребенка на пол. Поначалу небольшое недовольство после этого у малыша возникало, но быстро проходило, т.к. все по-справедливости и согласно предварительной договоренности. Вскоре и этого уже не возникает.

Или собираемся на прогулку, а у ребенка, как обычно, другие планы (сегодня, например, просил помочь кувыркаться назад). Снова заводим таймер согласно оговоренному времени с пояснением, что после этого сразу одеваемся и идем гулять.

Метод работает отлично! Причем, чем дальше, тем лучше, ребенок принимает эти правила, часто сам определяя время на то или иное занятие.

Со сборами на прогулку возникают сложности и другого характера: от нас ничего не требуется, просто ребенок хочет играть или носиться из одной комнаты в другую. Для нас в общем-то очевидно, почему так. Дома хорошо, интересно, можно поиграть, побегать, попрыгать, почитать. Улица — это где-то там, а значит не понятно и неопределенно. Зачем то, что есть сейчас, менять на то, что может быть где-то там? При этом уже не помогают никакие пояснения, чем займемся на улице. Получилось, как у А. Барто: «Думали мы, думали, Думали, придумали»… Если начинает играть игрушками, поясняем, что сейчас мы собираемся на прогулку, поэтому игрушки складываем и убираем, играть будем только по возвращении. Если просит «одну минуточку», соглашаемся (можем даже предложить две (или пять) минуты вместо одной, если понимаем, что одной ему явно не достаточно), включаем таймер, а далее согласно договоренности. Если просто носится из одной комнаты в другую, не реагируя на наши призывы одеваться, одеваемся сами, садимся и ждем в прихожей. Поначалу ребенок продолжает бегать. Однако ему нужны зрители («мама, посмотри») или участники (обращается с какой-то просьбой или призывом). Поясняем, что мы оделись, ждем его, играть или разговаривать пока не будем, сейчас у нас прогулка, все остальное потом. Надолго ребенка, конечно, не хватает, приходит одеваться. Может, и не самый лучший вариант, но, на наш взгляд, лучше насильственного одевания, а ничего более интересного пока не придумали.

Что касается драк и кусаний, наш, скорее, не столько дрался или кусался, сколько не знал, как по-другому выразить свои эмоции (особенно где-то до 2 лет). Например, мог укусить, когда его переполняли сильные положительные эмоции, наверное, так, как будто сильно-сильно обнимал. Поясняли, что это больно, и предлагали вместо этого крепко обняться. Через несколько месяцев прошло. «Дрался» — это сильно сказано, просто разводил руки в стороны и хлопал по нам. Тактика примерно такая же, как и при кусании. Вроде бы тоже не закрепилось.

Недавно начал толкать малышей на детской площадке (помнится, когда мы были поменьше ребятишки постарше точно также поступали, а мы в ответ безмолвствовали, видимо, это стандартный этап развития ребенка). Пока только объясняем, что не стоит так делать, поскольку это больно и обидно.

Также из последних веяний, лечь на улице на спину и плакать, требуя своего (например, чтобы взяли на руки, хотя с собой есть коляска или самокат). Раза три такое случилось. Мы просто спокойно стояли рядом, без издевки, без криков и ругательств, просто ждали, когда он опробует новый способ воздействия на родителей. Я при этом время от времени предлагала ему помощь (руку), чтобы встать, и нейтральный вариант решения проблемы: «давай папа тебя на самокате повезет». Минут через 5-10 соглашался и успокаивался. Пока ограничилось несколькими такими случаями. Главное не читать нотации, не издеваться («ну, вот, все равно ведь… зачем тогда было…»). Вроде бы работает. Но самое любопытное в этой ситуации даже другое — реакция окружающих :). Кто-то поделится, что у него внук ведет себя также, кто-то предложит ребенку пойти с ним, а кто-то поинтересуется у нас, какой это по счету ребенок (видимо, оценив наше спокойствие), поделившись, что их родители давно бы уже отшлепали. Благо нам важно, чтобы такие ситуации не повторялись, а не мнение окружающих.

Добавить комментарий