Детский сад — be or not to be?

Мы все привыкли к тому, что детский сад — это очень важно для развития и социализации ребенка. Правда, в последнее время появились и ярые противники садов. Мы не относим себя ни к тем, ни к другим.

Как и большинство родителей, мы даже не мыслили о том, чтобы не водить ребенка в детский сад. Единственно, мы озадачились оптимальным для нас вариантом и остановились на частном саде по системе педиатра Комаровского. Ради этого мы переехали на другой конец города и в 3 года пошли в сад.

В первое время ни слез, ни просьб со стороны ребенка не звучало. Однако изменившееся поведение ребенка нас несколько озадачило. Забирая его из сада, я с трудом могла дойти с ребенком до дома, истерил неимоверно. В иное время он тоже стал агрессивным, перестал воспринимать наши просьбы. Еще через 3-4 недели ребенок не мог уснуть вечером, плача, что завтра в сад не хочет. Мы успокоили, пояснив, что не захочет, не пойдет. Дали ему передышку, но и через неделю, и позже он в сад не захотел. Хотя и сад, и воспитатели ему понравились, он даже просил качать его на качелях также, как его качал воспитатель во время прогулки. И действительно все наше пребывание в детском саду воспитатель ходил с ребенком за ручку, проявляя максимальную мягкость и дружелюбие. Из сада мы ребенка забрали. Не могли мы поступить иначе с трехлетним ребенком.IMG_3098_cr

Чтобы понять, что это такое, и что с этим делать, пришлось перелопатить много информации по этому поводу.

Как оказалось, современные психологи практически единогласно говорят о том, что развитие и социализация с посещением детского сада не связаны, и в большинстве своем этому как раз препятствуют. Оказывается, согласно теории привязанности маленькому ребенку важно находиться рядом со значимым для него взрослым. Только рядом с ним он находится в спокойствии и способен к развитию и социализации. Когда ребенок вынужден находиться не рядом со «своим» взрослым, он находится в стрессе и не может ни развиваться, ни коммуницировать (попробуйте сами в ситуации опасности, неизвестности и т.п. заняться чем-то). Я так понимаю, именно такой период пребывания в детском саду называют «адаптацией». Понятно, что долго в таком состоянии ребенок пребывать не может, оно слишком разрушительно для него. Поэтому он пытается найти в саду необходимую ему привязанность. Хорошо, если это будет воспитатель, няня или другой взрослый. Хуже, если это будет сверстник, у детей своего возраста ребенку учиться особо не чему. Но в обоих случаях отрыв от «своего» взрослого (чаще всего это родители, но могут быть и бабушки, няни, другие) негативным образом влияет на привязанность ребенка к этому взрослому. Без наличия такой привязанности дети «закрываются», что не может сказаться на них во взрослой жизни, и их сложнее растить, особенно это может быть заметно в подростковом возрасте.

Если вам повезло, и ваш ребенок по-настоящему с удовольствием бежит в сад с первого дня посещения, это здорово (хотя я бы задумалась, почему так происходит, по идее, отрыв от «своего»взрослого в любом случае болезнен для маленького ребенка, может, ему почему-то нехорошо дома…,). Если же вам «не повезло», и ваш ребенок не желает идти в сад, отнеситесь к этому с пониманием. Есть возможность не водить в сад, не водите. Нет такой возможности, отдавайте, работая над укреплением вашей привязанности с ним в оставшееся время, давая ему с собой частичку себя (например, свою фотографию или предмет, который напомнит ему о вас в трудную минуту). Но не нужно при этом себя обманывать, обосновывая свое решение пользой данного шага для ребенка. Торчать в саду каждый день по 9-10 часов ему уж точно не полезно. Вы, конечно, можете заметить, что он стал самостоятельнее, «коммуникабельнее» или еще каким «ее», но, если подумать, какой ценой… В этом нет заслуги детского сада. У него не было другого варианта, кроме как быстро научиться самому одеваться, если находящемуся рядом взрослому не до него, или этот взрослый его подгоняет, или кричит. Или чем еще, скажите на милость, заняться ребенку, как не взаимодействию со сверстниками, если воспитатель не может уделить ему внимание, и он весь день вынужден вариться в окружении себе подобных потерянных малышей? Создайте дома те же условия, что и в саду, результат будет тем же, но не от хорошей жизни, я полагаю.

Добавить комментарий