Дневничок

Жаль, не сразу сообразили записывать изменения, происходящие с ребенком. Пришлось напрячь серое вещество, повспоминать… Что-то, конечно, упустили. Ну да ладно, урок на будущее.

              • Когда ребенок был совсем маленьким (1-2 месяца) и подхныкивал, помогала успокоить музыка Чайковского (отрывки из «Лебединого озера») либо работающий робот-пылесос :)
              • После 1 месяца малыш начал проявлять интерес к мобилю (подвесная карусель), после 3 месяцев больше нравилось всё трогать, соответственно, чаще стали пользоваться подвеской-погремушкой на кровать.
              • Где-то в 2,5 месяца начал тянуться к протягиваемым ему игрушкам, а в 3 месяца брать их в руки, правда, пока некрепко и неумело.
              • Ближе к 3 месяцам начали «обучать» малыша звукам, произносили их по много раз, а он внимательно смотрел, видимо, изучал, как нужно губы складывать. С этого же момента показывали ему книжки с простыми картинками, объясняя, что нарисовано (пароход, машина, мяч и т.п.). Правда, быстро утомлялся, можно это делать только понемногу.
              • Около 3 месяцев начал «лопотать»: «аааааааа», «ууууу», «ауууу» и все такое :) Любопытно, когда рядом кто-то говорил, малыш обычно молчал (видимо, слушал), лопотал только в тишине.
              • Первый раз ребенку удалось ухватить протянутую ему игрушку ровно в 3 месяца.
              • Начиная с 3 месяцев, пытается вылезти из шезлонга (детское полулежачее кресло).
              • Примерно в 3,5 месяца уже пытался «читать» книжку: теребил и переворачивал страницы.
              • Ближе к 4 месяцам появился заливистый смех, правда, пока еще изредка.
              • До 5,5 месяцев, просыпаясь ночью, не плакал во время переодевания, а спокойно ждал кормежки (разве что иногда, когда непрерывно проспал 4,5 – 5 часов и уже очень проголодался), но, начиная с этого времени, даже еще не открыв глаза сразу начинал плакать. На другие процедуры тоже стал реагировать острее, до этого спокойно относился к чистке носа, после – может потерпеть совсем чуть-чуть, потом сразу в плач. Возможно, это обусловлено повышением тонуса нервной системы в связи с повышенной потребностью организма в кальции (немного подробнее здесь).
              • С живота на спину начал переворачиваться в 6 месяцев, делать гимнастику стало затруднительно :) Обычно малыши сначала начинают со спины на живот переворачиваться, но наш совершенно не любил лежать на животе (может, боли в животике мешали). В районе 6 месяцев были единичные случаи, когда ребенку удавалось упасть на пузо (наверное, когда тянулся за потерянной соской) , просыпаюсь как-то ночью, а ребенок на пузе лежит и кряхтит, хотя укладывала на бок :) Однако интенсивно переворачиваться со спины на живот наш малыш начал только в 6,5 месяцев, теперь не только с зарядкой проблемы, но и подгузник сменить затруднительно, пока тянешься за ним, малыш уже на животе лежит и пытается что-то достать :) Со вторым ребенком ситуация более стандартная: около 6 месяцев начала переворачиваться со спины на живот, а еще через месяц и обратно. Теперь, придя с улицы и положив младшего в коридоре на полу, пока раздеваешь старшего, младший переворачивается туда-сюда во всем своем зимнем обмундировании, спокойно полежать 5 минут, конечно, не может :).
              • В 7 месяцев начал вставать на четвереньки, а меньше чем через пару недель раскачиваться в такой позе и пятиться назад :) Второй ребенок на четвереньки начал вставать на 2-3 недели раньше.
              • Примерно в это же время изменилась поза для сна. Если до этого спал практически всегда на боку, то, научившись переворачиваться, делает это постоянно, в т.ч. во сне, теперь большую часть сна у нас попа кверху :) Причем поза, на мой взгляд, совершенно не удобная: ноги прижаты к животу, нижняя рука под ним почти перпендикулярно телу (как будто спит на боку), верхняя — немного отставлена в сторону и не лежит полностью, локоть приподнят. Пробовали уложить удобнее (на наш взгляд), ребенок тут же возвращается в свою позу, видимо, ему удобнее именно так. Второй ребенок с рождения спокойно спит на животе (первый на животе лежать не мог, видимо, мышцы были зажаты, сразу плакал).
              • Дня за 2 до 8 месяцев начал садиться, происходит это так: стоит на четвереньках, одну ногу вытягивает в сторону и садится, получается, что одна нога поджата, а другая выпрямлена, часто еще и рукой помогает в качестве опоры, иначе неустойчиво получается. Так садился пару дней, потом вторую ногу тоже начал выпрямлять и подолгу сидеть без всякой опоры на руки. Ползал при этом совершенно умеренно, все больше переворачивался и просто сидел, теребя игрушки и любые предметы, попавшие в поле зрения.
              • За день до 8 месяцев вылез долгожданный первый зуб (подробнее о прорезывании зубов здесь), особенно, наверное, порадовался дедушка, больше всех данным вопросом интересовался :), а через пару недель появился и второй. У второго ребенка первый зуб появился в 7 месяцев.
              • Впервые встал в кроватке (на выпрямленные колени) в 8 месяцев и 10 дней, сразу опустили дно кровати пониже. Примерно в это же время начал интенсивно ползать. Через неделю выпрямил ноги, т.е. вставал уже во весь рост и делал это всякий раз, как находил опору (используя уже не только свою кровать, но и другие возможности: рядом лежащую маму, стул, ножку стола, тумбочки и т.п.). При необходимости мог сделать пару шагов вперед, держась за опору (например, чтобы к ней приблизиться). Еще через 3 дня опираясь, например, о высокий порог в ванну (а это целых 11,5 см!), смог переползти через него и навести порядок вокруг :)
              • В первую же неделю после того, как исполнилось 9 месяцев, стоя у опоры, начал отпускать одну руку, т.е. ребенок начал уже довольно устойчиво стоять, держась одной рукой. А во время купания перемещаться в ванне (боком), держась за край.
              • Как исполнилось 11 месяцев, начал просить ходить с ним: подхныкивает, присяду, спрашивая, что случилось, становится спиной, обхватывает мои пальцы обеими руками и потопал, да так шустро, что я с трудом за ним успеваю :) И очень забавно получается: руки вверху, держатся за мои пальцы, сам косолапо топает. А когда хочет развернуться и пойти в обратную сторону, останавливается, на месте делает разворот, и снова потопал :) Недели через 1,5 — 2 забудется и протопает пару шагов ни за что не держась (на нашей двуспальной кровати или в ванне). В год и месяц уже шустрее и на гораздо большие расстояния готов был перемещаться самостоятельно. После того, как начал ходить, ползать почти перестал, стал перемещаться перебежками: потопал, присел, снова потопал…
              • Почти в 1 год (если быть точными, за 10 дней до этого) самостоятельно слез с кресла правильным способом, спиной вперед. Незадолго до этого начал самостоятельно сползать с нашей двуспальной кровати. Когда малыш начал ползать и пытаться удрать с нашей кровати, папа показал ему, как правильно это делать (повернув на живот, перебирая руками и ногами малыша назад, пока ноги не достанут пола). Где-то с месяц-полтора каждый раз помогали ребенку в этом процессе (передвигали ручки-ножки, давая сползти, взяв на руки, не спускали), затем наша помощь оказалась не нужна, шустро стал сползать безо всякой помощи. Еще бы взбираться научился сам, было бы замечательно :) В овладении новым навыком (залезть на кресло, включить/выключить свет, сесть на стул и т.п.) наш подход такой: ребенок проявил к чему-то интерес, мы стараемся показать ему, как это сделать (если у него не получается), малыш счастлив, да и мы сияем от радости.
              • Где-то в 1 год и 1 месяц проявил огромный интерес к книгам, приходится их даже немного в сторону убирать, чтобы в глаза ему не бросались :), иначе целыми днями только книги и будем изучать, а ведь побегать не менее полезно. И все равно, увидит, запросит, спустим ему коробку с книжками, выберет одну, несет, мол «давай читать», сам листает, выбирает, на чем нужно остановится, рассказать (тычет пальчиком, а мы ему называем разные предметы, животных, птиц и т.п.). Среди стихов, сказок есть свои предпочтения, на любимых местах остановится, мы прочитаем, он дальше листает, нелюбимые пролистывает без остановки, мол «нечего на глупости время терять» :).
              • Примерно в возрасте 1 года и 1,5 месяцев установили шведскую стенку и купили мат. Первое время ребенок подойдет, подержится руками за ступеньку, полопочет и дальше пошел. Еще через какое-то время поднимется на 1-2 ступеньки, полопочет и все. Папа научил спускаться самостоятельно. И уже примерно в 1 год и 3,5 месяца няня в ужасе обнаружила, что ребенок головой в потолок упирается, а мат не расстелен, бегала у лестницы, боясь, что сорвется :) С тех пор мат постоянно расстелен, малыш взбирается и спускается, когда ему вздумается.
              • Самостоятельно кушает ложкой, правильно ее держа, в течение всей трапезы, и при этом теряя по дороге совсем немного еды, примерно с 1 года и 2,5 месяцев. Просить ложку в руки с тем, чтобы самостоятельно кушать, начал после 1 года, однако потери еды по дороге до рта поначалу были существенные. Поэтому первое время кормили сами, чтобы у ребенка была возможность наесться, а в конце, когда оставалось небольшое количество, давали возможность поесть самостоятельно. Правда, после этого ребенок и стульчик для кормления требовали тщательной постедательной проработки :)
              • В 2 года и 1 месяц начал цитировать стихотворения. В первый раз, катаясь на пружинной лошади на детской площадке, пересказал слова тети Лошади из С.Маршака «Сказка о глупом мышонке»:

«- И-го-го! — поет лошадка.
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок».

  • Ориентировочно в 2 года и 3 месяца начался серьезный этап придумок и увлечений ролевыми играми. Например, берет виртуальные денежки, складывает их себе в карманы или дает нам (хотя сам при этом носится голый по квартире). Или поднимает несуществующий мусор, передает мне на выброс в мусорное ведро, принимаю и выбрасываю, само собой :) А может передать мне что-то подержать (опять же выдуманное), держу, а потом либо возвращаю, либо спрашиваю разрешения положить куда-нибудь. То вдруг сообщает, что на дне ямки стоит овца и что-то там делает. Или воображает себя цыпленком, клюет зернышки, просит его покормить, бросаю воображаемые зерна, клюем с ним вместе. Или говорит, что он мама, «а мама тогда кто? — папа. а папа кто? — Гриша.» и т.д. А на вопросы, как его зовут (например, на прогулке), как правило, отвечает «черепаха», «жук-олень» и т.п. :) Мы полагали, что этот этап у детей начинается чуть позже, ближе к трем годам, в действительности столкнулись несколько раньше.

Добавить комментарий