Игры и игрушки

«Играть» согласно Большому толковому словарю русского языка (гл. ред. С. А. Кузнецов) означает забавляться, резвиться, развлекаться. Для ребенка играть означает много больше. Это и познание окружающего мира, и развитие собственных способностей, и приобретение определенных навыков.

Сущность игр, безусловно, изменяется с возрастом.

Поначалу это пассивное слуховое, зрительное, обонятельное или тактильное восприятие, когда ребенок еще не в состоянии передвигаться самостоятельно, захватывать предметы и т.п.

С момента рождения главное — это, конечно, телесный контакт: погладить, прижать к себе, немного поносить на руках, показывая все вокруг. Мне нравилось при этом рассказывать обо всем вокруг. Казалось, что ребенку нравился голос, и он его успокаивал. Да и хотелось взять за правило все объяснять малышу с самого рождения, чтобы вошло в привычку. При этом могла напевать и слегка вальсировать. Видит и слышит ребенок в это время пока еще плохо, особенно неразвито зрение.

IMG_0768

На фото полет самолетиком, но это мы уже постарше, конечно, почти 6 месяцев…

Примерно в 1 месяц решили поближе знакомить ребенка с окружающим миром: проводили его ладошкой по поверхностям с разной текстурой (шероховатые обои, гладкие шкафы, текстильные книжки с разной поверхностью и т.п.), делать это самостоятельно ребенок в таком возрасте пока не умеет. В это время ребенок уже начал интересоваться мобилем, внимательно следил за двигающимися фигурами (немного подробнее о мобиле здесь). Позже обозначились предпочтения: как увидит приближающегося ежика, начинает радоваться, улыбаться (на другие приближающиеся игрушки такой реакции не следовало).

Ненадолго включали классическую музыку. Нашему нравились, или нам казалось, что нравились:), отрывки из Лебединого озера П.И. Чайковского. Однако работающий робот-пылесос, по-моему, вызывал эмоций больше :). Нужно мне минут на 15 выйти из комнаты, включу пылесос, ребенок не хнычет, прислушивается к его жужжанию…

С развитием способности взять предмет в руку, потеребить его, попробовать «на зуб», а чуть позже постучать им, переложить из руки в руку, изменяются и интересующие ребенка предметы. Условно назовем их игрушки.

Почему условно?

На самом деле, малышу больше нравятся окружающие предметы, особенно которыми пользуются взрослые: любит потрогать кружку, из которой только что мама пила чай, потеребить пульт от телевизора, мамину заколку или старый футляр от маминой пудры, взять в руку лейку для цветов, потянуть дверную ручку, нажать на выключатель…

IMG_0513

Поначалу ребенок не играет в игрушки, а только смотрит, как это делают взрослые. Примерно в 3 месяца уже получается схватить предмет, пусть пока и неумело, координация в этом возрасте развита еще плохо. Но малыш пытается и очень радуется, когда получается. Правда, быстро устает, тогда лучше все убрать, и просто полежать, отдохнуть.

Наверное, с 4 месяцев ребенок начинает играть более или менее «самостоятельно». Натягиваем ему на одну ногу (не на всю ступню, только чтобы держался) красный носок, на другую синий, ребенок подгибает ножки и срывает то один, то другой носок, то оба одновременно. Продается также множество специальных игрушек-погремушек на резинке/браслете, которые можно натягивать на руки/ноги. Наш на руки не особо любил, а на ноги очень даже. Суть таких игрушек и побренчать, и привлечь внимание яркими цветами, и помочь осознать границы своего тела.

В этом возрасте хорошо бы иметь несколько ярких игрушек, мы выбирали либо деревянные, либо текстильные:

  • IMG_0535 2Яркий пластичный деревянный шар немецкой фирмы HABA с бубенцом внутри, грани которого можно вдавливать, сжимать, а бубенчик теребить пальчиком, правда, малыш огорчался, что в рот шар не засунуть :) В течение 3-4 месяцев это была одна из его любимых игрушек;
  • busini_b.2JPGПогремушка «Лялька» фирмы «Вальда» — отечественного производителя деревянных игрушек — с подвижными приятно пахнущими бусинами на шнурке, которые ребенок может тянуть сначала в одну сторону, потом в другую, да и в рот неплохо помещается :). «Лялька» тоже одна из любимых игрушек ребенка первых «шагов» на игровом поле;
  • 48266_1Приглянулась малышу и другая игрушка «Вальды» — гремелка с горохом окрашенная (у нас была та, что на снеговика похожа). Ее и погрызть приятно, и в руку взять удобно, у «Ляльки» ручка менее удобная, ребенок смог держать ее за ручку гораздо позже, только когда подрос. Правда, в сравнении с предыдущими игрушками гремелка явно проигрывала. Почему? Не могу ответить, по-моему, игрушка замечательная, но у малыша свои предпочтения;
  • 36f84c6a-71da-11e2-957b-10bf487558b6__0000Яркая текстильная книжка немецкой фирмы HABA с шуршащими листами разных цветов, разной фактурой материалов и геометрическими фигурами. Такая книжка и мелкую моторику развивает, и тактильные ощущения. В 3 месяца ребенок начал понемногу ее теребить (самостоятельно держать пока еще не получалось, поэтому я придерживала и перелистывала страницы). IMG_0547 2К 5 месяцам уже почти самостоятельно «читал»эту книгу: держал крепче и пытался переворачивать страницы (не каждую, конечно, ловкость в этом возрасте настолько еще не развита);
  • Кроме того, хорошо бы иметь несколько ярких мягких игрушек, например, в Икее мы купили такие (особенно ребенку нравилась погремушка-змей в красном берете, удобно обхватывается рукой):torva-pogremuska__0122954_PE279200_S4torva-pogremuska__0122955_PE279201_S4

Эти игрушки приятно потеребить, потрогать мелкие детали, обсосать и, что немаловажно, регулярно стирать в стиральной машине.

Одновременно несколько игрушек в окружение ребенка старались не добавлять, даже если купили сразу несколько. Уже знакомые через какое-то время не так интересны, в этом случае целесообразно предложить новую. Зачастую спустя какое-то время возвращались к старым игрушкам, они снова вызывали живой интерес. Правда, когда малыш вырастает из каких-то (например, этап погремушек закончился), на старые игрушки, даже любимые, практически не реагирует. Что ж, оставим для второго… В любом случае не стоит создавать ситуацию, когда в активном использовании много игрушек, при их обилии ребенок не может сосредоточенно играть, лучше одно добавить, другое убрать.

С улучшением координации и интенсивным ростом зубов (примерно с 5 месяцев) приоритеты в отношении игрушек немного сместились. В этот момент даже больше погремушек заинтересовывает все то, что можно вложить друг в друга или «погрызть»:

  • Маленькая мерная ложка (шла в комплекте с банками для специй, у нее очень удобная форма для сосания во рту — полусфера)IMG_1208;
  • Маленькая детская ложка, которую мы заранее купили для введения прикорма;IMG_0727 2
  • Футляр от помады (мы взяли от гигиенической), поначалу получалось только открывать футляр, но довольно быстро движения стали точнее, удавалось уже и открыть, и закрыть;
  • Цепочка для соски. У нас было несколько, 86501одна — деревянная с разноцветными бусинами (по назначению цепочкой не пользовались, очень тугая, но ребенок грыз ее с большим удовольствием: и с одного конца любил погрызть, где бусины начинаются, и с другого, где прищепка крепилась к круглой пуговице). Другая — обычная пластмассовая 19502цепочка с круглой прищепкой, когда ребенок подрос, полностью засовывал круглую прищепку в рот (цепочка с застежкой при этом свисала наружу) и носился по квартире, лопочя что-то по-своему :);
  • Пирамидка-стаканчики, эта игрушка ребенку интересна всегда, в разном возрасте играет по-разному;
  • 10-256-224 3Прорезыватели (мы остановились на кольцах, их можно также соединять друг с другом в цепочку), десна ими ребенок чесал редко, но очень любил теребить руками и сжимать голубое эластичное колечко.

В 5,5 месяцев накупили разноцветных воздушных шаров, поначалу сам не играл, но очень любил смотреть, как это делаем мы. Когда был совсем не в духе, и ничего не помогало, в качестве последнего оружия папа использовал воздушный шар… ляжет рядом с ребенком на нашей двуспальной кровати и начинает подбрасывать шарик… это все может продолжаться минут 20, ребенок абсолютно спокоен, стоит только прекратить, и… уже совсем не так спокоен :).

После того, как ребенок научился самостоятельно передвигаться (ползать или ходить), все окружающие предметы не ускользают от его внимания. Поэтому потрогать табурет, наклонить его, снять магнит с холодильника и засунуть его в рот, постучать по батарее (привет соседям! :) ), перелезть через высокий порог (несколько раз туда и обратно, пыхтя и кряхтя), схватить предметы, которые лежат на тумбочке, и засунуть их в рот, найти этикетку на покрывале, потеребить ее, потрогать мамин тапок и т.п. моменты будут привлекать его внимание даже больше игрушек.IMG_1150

Самое главное на этом этапе дать ребенку возможность самостоятельно передвигаться по квартире, оставив в доступе лишь те предметы, которыми он не сможет причинить себе значительный вред (например, убрать мелкие предметы, установить стопоры на шкафы, тяжелые предметы, которые могут на него упасть, убрать либо прикрепить к стене). Помимо этого мы отгородили прихожую с грязной обувью от остального пространства, использовав стандартные детские воротца из Икеи, которые наш папа доработал нестандартным образом, соорудив дополнительную дверцу (опять же из икеевской доски) и придумав механизм для ее соединения с детскими воротами, выглядит это так:

IMG_1410 2

Это позволило нам не находиться ежесекундно с ребенком, а заниматься своими делами (еду ему и себе приготовить, покушать, посуду помыть), давая ему возможность «самостоятельного плавания».

А чтобы малышу было интересно, обычно оставляем безопасные предметы в пределах его доступности: пульт от очистителя воздуха или пылесоса, кнопку от электрического звонка, сломанную мамину заколку-краб, пустую банку из-под крема, футляр от гигиенической помады. Время от времени протираю эти предметы влажными детскими салфетками, чтобы хоть не всю грязь в рот тащил, хотя после года пробовать все на зуб стал редко.

После того, как квартира готова к покорению малышом (дверь в туалет целесообразно закрыть), можно остановиться на любимых игрушках этого этапа развития ребенка.

Наверное, самыми полезными игрушками на данном этапе оказался разный «мусор», который мы целенаправленно собирали в течение нескольких месяцев:

  • Банки от кремов (пластиковые или жестяные), специально покупали одинаковые кремы, но разных размеров;
  • Банки от ватных палочек, также неплохо иметь разных размеров;
  • Лопаточки, которые идут в комплекте с дорогими кремами (никогда не понимала, зачем эти лопатки нужны, перед тем, как залезть в банку, руки помоешь и нормально, а лопатку тоже мыть перед каждым использованием? а в перерывах где хранить? в общем мне такие ни к чему, а ребенку очень даже пригодились);
  • Мерные стаканчики от эспумизана;
  • Банки от судокрема;
  • Футляры от помад;
  • Ложки от молочных смесей (мы ими кашу разводим).

В каждую банку помещаем что-то внутрь: маленький стаканчик от пирамидки, мерные стаканчики, лопаточки, футляры и т.п. мелочь. Интересно ведь не только открыть банку, но и обнаружить в ней что-то.

Пообщавшись со всем этим «мусором», ребенок вскоре начал сходу открывать все банки (с разными механизмами закрывания), вынимать содержимое и складывать обратно, перекладывать из одной в другую и т.д.

mula-piramidka__26095_PE111081_S4В 10 месяцев купили в Икее обычную деревянную пирамидку — кольца на палке , думали, на вырост, оказалось в самый раз, ребенок с удовольствием начал нанизывать колечки, поначалу только 2-3 и откладывал, через месяц — полтора уже самостоятельно собирал пирамиду целиком (пока еще не учитывая размер колец, конечно).

Все также хороши пирамидки-стаканчики, игрушка, надо сказать, универсальная. Помимо стандартных вариантов игры (составить друг на друга или вложить друг в друга) можно придумать множество других вариантов. Например, в большой стаканчик вложить поменьше вверх дном, подобрав при этом размер таким образом, чтобы стакан, который внутри, нельзя было пальцем подцепить и вынуть. Наделаю много таких «пар», ребенок кряхтит, пыхтит, соображает (и мелкую моторику развивает, поскольку пальцем подцепить пытается, и мозговую активность, поскольку в конце концов соображает, что перевернуть нужно :)). Кроме того, в стаканчики отлично входят кольца от пирамидки-кольца на палке, вложу те, что плотнее прилегают к стаканчику, ребенок с удовольствием вынимает кольца, вставляя палец в отверстие. И, конечно же, в стаканчики можно складывать предметы поменьше. Многие для подобных целей горох, фасоль, гречку используют, мы не стали, ребенок где-то до 1 года и 2 месяцев все новое сразу в рот тянул. Осенью набрали каштанов (благо рядом с домом их очень много растет), помыли, высушили и сложили в пластиковую банку для пищевых продуктов. Ребенок и ходил по ним с удовольствием (а-ля массажер для ног), и засовывал их в контейнер от влажных салфеток (мелкая моторика неустанно развивается), и в стаканчики от пирамидки складывал, и в грузовике возил. Каштаны для таких целей — материал просто отличный: красивые, гладкие и при этом достаточно крупные, чтобы не проглотить. Единственный их минус — быстро портятся (пару раз за сезон удалось собрать и все).

IMG_1421 2С момента интенсивного ползания особый интерес вызывают небольшие машины, которые можно возить по всей квартире. На этом этапе вполне достаточно простых машин, однако грузовик лучше, в него можно что-то положить и возить по всей квартире. Нам понравились машины из Икеи, с одной стороны, правильный размер, с другой — ничего лишнего, и при том разборные. Правда, наш папа их слегка усовершенствовал — подрисовал несмываемым маркером отметки на колесах, чтобы ребенок видел вращение, а чтобы не разбирались постоянно при падении, налил немного клея на крепления, сохранив способность разбираться, но несколько ее усложнив:IMG_1542 2

О чем еще стоит озадачиться в плане обустройства игровой зоны, так это о коврике. Стандартный ковер совершенно не подходит для этой цели, все здравомыслящие педиатры уже давно сошлись на том, что это не нужный пылесборник. Мы долго думали-гадали, как решить эту дилемму, чтобы и попе малыша сидеть не холодно было, и пылесборником не обзаводиться, который малышам особенно не полезен. Но ничего более разумного поначалу не придумали, кроме как купить пару небольших х/б ковров в Икее 70*140 см, которые можно регулярно стирать в стиральной машине. Когда малыш еще не ходил, а только ползал, коврики вполне подходили для этой цели. Однако с первыми шагами использование таких ковриков стало небезопасным, ребенок нечаянно подхватывал ногой край ковра и запинался. Нужно было придумать что-то более подходящее для игр, тем более, что впереди холодная осень и зима, а играл ребенок в основном на кухне с кафельным полом, пока я ему или нам с мужем еду готовила, посуду мыла, столик после детской трапезы отмывала и т.п. Начала искать альтернативу. Сейчас уже сложно вспомнить, как это удалось, но я все-таки нашла идеальный вариант для этих целей — развивающий коврик Playspot американского производителя Skip-Hop. IMG_1611 2Коврик отличный! Во-первых, это плотный (высота 1,3 см) коврик из пены EVA, он не задирается и не скользит. Во-вторых, это коврик-пазл (один пазл 36*36 см, всего 20 штук), части которого можно собрать не в квадрат или прямоугольник, а в любую затейливую форму. В-третьих, попе тепло даже зимой при -20°С на улице и +18°С в квартире. В-четвертых, его можно протирать каждый день влажной тряпкой, ликвидируя суточную пыль и следы нашей жизнедеятельности на кухне, да и, если малыш без трусов (или в обычных тряпичных) рассекает, проветривая попу, устранить негативные последствия намного проще нежели в ситуации с обычным ковром. В-пятых, ребенок с удовольствием его разбирает (иногда еще и собирает) и носится с отодранными элементами по всей квартире. Да и формы, наверное, попутно изучает, по крайне мере, круг и квадрат :). Правда, коврик не будет служить вам вечно, и для следующего ребенка придется купить новый, но зато в следующий раз не придется долго мучиться над такой «простой» вещью как игровой коврик для малыша.

Итак, коврик приобрели, можно сконцентрироваться на сидячих играх :)

Так, после года решили купить конструктор. Игрушка также, как и пирамидка-стаканчики, замечательная, многофункциональная. Во-первых, можно высыпать из коробки, в которой хранится, и складывать обратно или в другую коробку. Во-вторых, можно в грузовике возить. В-третьих, можно разбирать то, что папа-мама-няня построили. А самое главное — конструктор нужен взрослым! И не столько потому, что в детстве не наигрались, хотя и поэтому тоже, а потому, что важно, чтобы взрослым нравилось играть вместе (по сути рядом) с ребенком. Поэтому конструкторы на этом этапе приобретали в большей степени для себя, а не для ребенка. Такой подход, на наш взгляд, идеален и для малыша. Если он видит, что папа-мама-няня сосредоточенно что-то конструируют, он совершенно спокоен, и начинает самостоятельно чем-то играть.

6678-65-cС самого начала у нас с мужем было одинаковое понимание, что хорошо бы купить обычные деревянные кубики (мы остановились на отечественном производителе Томик). Ставить кубики друг на друга и так, чтобы они не падали, ребенок научился примерно в 1 год и 2 месяца, потом этот навык совершенствуется, движения все увереннее и увереннее.

Однако хотелось и чего-то более интересного для себя и ребенка, задумались о Lego. Остановили свой выбор на серии Lego Duplo, предназначенной для малышей от 1,5-2 лет (у нее детали крупнее). У этой серии множество разных наборов, мы выбрали те, из которых интереснее всего конструировать большие и сложные конструкции, а также в состав которых входили детали для простых автомобилей (их тоже можно конструировать по-разному) и детали с глазами (получаются интересные животные или человечки). Самостоятельно ребенок и в 1 год и 4 месяца пока еще ничего из него не конструирует, но любит разбирать. Пока для него это лишь маленькие предметы, которые можно вынуть из коробки, куда-нибудь переложить, повозить в грузовике и т.п. Зато мама с папой очень довольны и, сидя рядом с ребенком, самозабвенно конструируют сложные техногенные конструкции (папа) или веселые создания немыслимых конструкций (мама) :)

Посидели, поиграли? Пора размяться.

Для физического развития очень полезна шведская стенка, мы купили ее немного заранее (выбрали Kampfer). Поначалу ребенок просто подходил посмотреть, потрогать, залезть на 1-2 ступени. Папа быстро научил его самостоятельно спускаться. Еще через какое-то время (ребенку 1 год и 3,5 месяца) наша няня сообщила, что не успела глазом моргнуть и расстелить мат у стенки, как ребенок оказался на самом верху, упираясь головой в потолок. Зрелище не для слабонервных, я и сама переношу это с трудом :)IMG_1690_1
А в 1 год и 5 месяцев еще и стал поворачиваться к лестнице спиной, держась за турник на ней, папа стоит рядом и ловит на всякий случай :)IMG_1694_1

Еще раньше, чем взбираться на самый верх шведской стенки, ребенок начал самостоятельно взбираться на подоконник (до этого просто стоял на подлокотнике кресла, вытягивал голову и смотрел на дорогу). Как в сказке про колобка: с пола на кресло, с кресла на кровать, с кровати на подоконник…

IMG_1628_На самом деле, это замечательно, не нужно теперь стоять рядом и держать его. Наш, например, подолгу любит стоять на подоконнике и лопотать, 20-30 минут точно. Даже, если соскальзывает, попадает в свою кроватку, с  высоты не упадет. Для ребенка это, похоже, своеобразная интерактивная игрушка :), картинка за окном постоянно меняется, можно увидеть и обычные легковые авто, и грузовики, и автобусы, а если повезет, то и тракторы, машины скорой помощи и прочие интересные объекты. Благо у нас окна даже мне, взрослому человеку, открыть сложно, малыш явно не осилит, об этом можно не беспокоиться, по крайне мере, пока…

Добавить комментарий