Когда пора покупать первую обувь

На 9-месячном осмотре ребенка хирургом в детской поликлинике врач спросил:

— Встаете?

— Да, держась за опору.

— В обуви?

— Нет. А зачем? Он же еще не ходит по улице.

— Нужно обязательно для правильного формирования свода стопы. Даже когда встает только в кровати, обязательно нужно одевать обувь (а наш уже встает, держась за любые опоры, будь то рядом лежащая мама, стул, стол или стиральная машина :)).

Однако, припоминая передачу врача-педиатра Е.О. Комаровского по этому поводу, просмотренную несколько месяцев назад, и его позицию относительно того, что обувь дома не нужна абсолютно (поскольку нужна только для защиты и обогрева), торопиться с приобретением обуви не стали.

Вновь пересмотрели эту передачу (а также на его сайте нашли ответ на аналогичный вопрос) и решили, что обувь нам пока ни к чему, поскольку, как показала практика посещения нашей поликлиники, доверия к Комаровскому, как к специалисту, намного больше нежели к врачам в поликлинике, покупку отложили.

Около 11 месяцев ребенок настойчиво заявил о желании ходить, снова задумались о необходимости приобретения ботинок.IMG_1506 2..

Планировали еще немного подождать, пока лучше ходить научится. Однако ребенку очень нравилось перешагивать через высокий порог в ванную комнату (а это все-таки 11,5 см) , держась за мои руки, мы с ним туда-сюда могли по много раз шагать, ребенок в восторге, мама не очень :) И мне подумалось, что на улице мы могли бы взбираться по ступенькам на горку (в парке за домом есть холм, добраться на вершину которого можно по многочисленным ступеням). И ребенку в радость, и пользы больше, нежели в коляске сиднем сидеть, когда малыш уже жаждет большей активности. Поехали покупать ботинки, предварительно поинтересовавшись у знакомых, где это лучше сделать (нам порекомендовали детский магазин «Весело шагать»).

Однако оказалось, что ходить в ботинках не то же самое, что босиком, я об этом как-то не подумала. Ребенок даже одевать их не очень-то хотел, не говоря уже о том, чтобы шагать. Оно и понятно, обувь все-таки тяжелая, это как после босоного лета тяжелые ботинки одеть, любой будет не в восторге, а тут ребенок, у которого, сколько он себя помнит, ноги всегда босые. Начали приучать постепенно. Сначала просто одели, посидели… потом еще и встали, в следующий раз немного походили и т.д. И так раза 2 в день. Дня через 4 малыш уже вполне заинтересованно одевал носки и ботинки (с моей помощью, конечно), открывал и закрывал липучки и минут 5 шагал по квартире. Через неделю вышли в ботинках на улицу.

К моему удивлению ребенок довольно долго смог прошагать в ботинках — минут 40 точно, хотя дома больше 5-10 минут не получалось. И по ступенькам шагал, и топал, держась одной рукой за свою коляску, другой за меня, и на детской площадке обошел, что мог. Для ребенка возможность пойти на улице куда глаза глядят, конечно, чрезвычайно привлекательна, ни в какое сравнение с путешествием в коляске. Можно не только по мощеным дорожкам ехать, но и залезть в траву, цветы, деревья, потрогать все. Правда, маме приходилось смотреть в оба, дабы ребенок не залез в следы жизнедеятельности собак :), поскольку пока в нашей стране, к сожалению, не вошло еще в привычку убирать на улице за своими питомцами.

Резюмируя наш опыт «общения» с обувью, к позиции Комаровского на этот счет хотелось бы добавить следующую оговорку: к обуви ребенка нужно приучать немного заранее до того, как выходить шагать по улице (пары недель, думаю, для этого вполне достаточно).

Итак, если с вопросом о моменте приобретения первой обуви для малыша мы немного разобрались, то не менее сложным выглядел для нас и вопрос о том, какой должна быть эта обувь и как правильно ее подобрать (например, точно по ноге или с запасом).

Поскольку родители мы в этом вопросе не опытные, посчитали нелишним прислушаться к рекомендациям Комаровского на этот счет (все из той же вышеупомянутой передачи), отметив следующее:

  • покупать обувь во 2-й половине дня;
  • примерять на обе ноги;
  • между самым длинным пальцем ноги и внутренним краем обуви не менее 1-1,2 см. (минимум 0,5 см). На самом деле проверить это у маленького ребенка дело непростое, решили эту проблему таким образом: несмотря на то, что выбирали осенние ботинки, примерили сандалии соответствующего размера с открытым носом (милая девушка-продавец подсказала);
  • в обуви имеется возможность шевелить всеми пальцами (т.е. не узкая);
  • ребенку должно быть комфортно (если в обуви начинает ходить как-то иначе, заваливается и т.п., или не хочет в ней ходить, или стягивает ее, обувь не подходит). Этот момент проверить не получилось: ребенок, не привыкший к обуви, ходить не захотел.

И требования к самой обуви:

  • подошва: гибкая, максимально тонкая (тем самым обеспечивается нагрузка на мышцы, стопа развивается правильно, правда, при этом желательно ходить не только по идеально ровному асфальту). Что делать с этим параметром, не совсем понятно, вся обувь для малышей, которую мы видели, на довольно толстой подошве. Поэтому данный параметр мы проигнорировали;
  • материал: натуральный, легкий, вентилируемый;
  • каблук: небольшой (позволяет ребенку не заваливаться назад, ударяя затылок, и обеспечивает правильную нагрузку на мышцы стопы);
  • задник: плотный, в идеале должен фиксировать голеностопный сустав;
  • стелька: мягкая, влагопоглощающая, легкоизвлекаемая. Поскольку мы приобрели специальную обувь для первых шагов (выбрали Happy steps Orthopedic), стелька у таких моделей, к сожалению, не извлекается. Ну да ладно, не особо-то ребенок потеет, по крайне мере, пока.

Добавить комментарий