Не хочу? Не буду?

Ребенок подрос, и постоянно возникают вопросы, как себя вести в ситуациях, когда он чего-то не хочет или требует то, что мы ему разрешить не можем. Сложная для нас, неопытных родителей, ситуация, хочется обойтись без насильственных действий, но и без попустительства.

Для начала, с чем удалось успешно (на наш взгляд) справиться.

После того, как ребенок попробовал баранки (где-то в 1 год и 4 месяца), и воспылал к ним огромной любовью :), начал их требовать без меры. Мы не сторонники противиться желаниям ребенка без необходимости, но перейти на поедание баранок в ущерб здоровому и полноценному питанию мы не могли.

Ребенок голоден, просит поесть, усаживаем в стульчик. Просит «бам», указывая в сторону, где лежат баранки.

— Баранки? – спрашиваем мы.

Малыш радостно кивает.

— Гриша, сначала супчик, потом баранки.

Начинает плакать, мотать головой ввиду категорического несогласия.

— Гриша, давай договоримся, кушаем баранки только после основной еды (супчика и т.п.).

Продолжает мотать головой.

— Супчик будешь?

Отрицательно мотает головой, подхныкивая.

— Давай тогда будем выходить из стульчика.

Еще больше огорчается.

— Давай тогда сначала покушаем супчик (даем ему тарелку с едой и ложку), а потом будем баранки.

Подхныкивает немного, но кушает. После супчика даем ему баранки, ест с истинным наслаждением.

Вскоре это перестало ребенка нервировать, он принял правила игры: сначала супчик, потом баранки (здесь важно не уподобиться шантажу, у нас это в форме обозначения правил: да, баранки едим, но только после супчика).

Некоторое время спустя, ребенок не захотел ограничиваться половинкой баранки после супчика, стал просить больше. Нам, в свою очередь, не хотелось разрешать кушать большое количество баранок в день (заметили, что, если кушает больше баранок, объем иной принимаемой за день пищи сокращается). Выработали некий ритуал – после основной еды предлагаем ему лишь 2 кусочка четвертинки баранки (т.е. в совокупности полбаранки за раз), причем перед вторым кусочком поясняем: «Гриша, это последний, потом выходим, договорились?», и 1 палец показываем (т.е. 1 кусочек и все). Вскоре ребенок эту игру подхватил, начал кивать в ответ на наше «договорились?», улыбаясь, сам показывает 1 палец в ответ на наше «это последний», а после съедания 2 кусочков баранки спокойно снимает нагрудник (понимая, что трапеза окончена).

Однако возникают и более сложные ситуации: нужно пойти купаться, гулять, вымыть руки и лицо после прогулки или помыть попу после полученных серьезных результатов в подгузнике. А ребенку не до того, хочет играть.

По сути, все эти моменты — это установление определенных правил.

Правило первое: после того, как покакал, всегда моем попу (попутно объясняя ребенку, что все: и папа, и мама, и другие люди, после таких результатов моют попу или тщательно ее вытирают). Поначалу стойкого результата не получили. Приходилось долго договариваться, повторяя одно и то же, не отступая, и на словах: «давай пойдем вместе: папа, мама, Гриша», в конце концов, нехотя (иногда и подхныкивая), брал нас за руки, вместе топали в ванную. Чуть позже, особенно после успешного освоения горшка (подробнее об этом здесь), проблемы с вытиранием попы исчезли, покакает в горшок, знает, что попу нужно вытереть, присядет или наклониться, чтобы можно было сделать это тщательно :)

С мытьем рук вопрос практически решили, обходимся без недовольства, просто предложили ребенку делать это самому на специально взятом для этого табурете. Иногда, правда, капризничает (когда что-то беспокоит, сильно устал и т.п.), не хочет этого делать, приходится быть настойчивым и не позволять трогать игрушки, пока руки не вымыты после прогулки. Ну и личный пример, безусловно, на первом месте. Со временем у ребенка это входит в привычку.

С умыванием процесс происходил сложнее.

Наш малыш явно не любил умываться, допускаю, что не восторге был от попадания воды на лицо. Для начала приобрели для него табурет, чтобы мог делать это самостоятельно. Далее, как и с иными подобными вопросами, вводили правило: «надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Не хочет, берем резиновую игрушку, которую иногда используем во время купания, предлагаем ее умыть, пока он с ней управляется, умываем и его. Также помогло то, что ему нравится чистить зубы, поэтому зовем его не «умываться», а «чистить зубы, умываться», совершенно другое дело :) Когда и это не помогало, приходилось и ребенку, и резиновому тюленю или пингвину зубы чистить))

С вечерним купанием тоже не всегда все гладко происходило.

С 1 месяца малыш купался в нашей общей ванне с кругом на шееIMG_0432 2. Иногда проблемы возникали, искали способы с ними справится, в целом успешно. Но вот, когда подрос, и сам начал решать, идти ли ему купаться, наступили непростые времена, зачастую наотрез отказывался (для нас оно важно с точки зрения закаливания в том числе, поскольку ребенок купается в прохладной воде). Пришлось придумывать много чего, чтобы ребенку не было скучно. То поварешку предложим в ванну взять, воду черпать, то в бутылке дырки проделаем, то флакон от жидкого мыла предложим  с дозатором, то разные емкости для переливания. Потом пришла в голову мысль организовать доску-столик через ванну (наш папа соорудил ее из икеевских досок), чтобы ребенку было, где бутылочки, стаканчики и прочую мелочь расставлять и воду переливать, чем он на ней с удовольствием и занимался. Чуть позже ему еще больше понравилось «стирать», стоя в ванной, орудуя тазиками на этой доске-столике. Эта идея пришла в голову, когда я, стоя над ванной, стирала какую-то деликатную вещь в тазике, а ребенок настоятельно попросил принять участие в стирке, договорились с ним, что он тоже будет стирать вечером во время купания. Ребенок сам рвался вечером купаться, задирая ногу и пытаясь вскарабкаться на ванну :) Установили доску-столик через ванну и поставили на нее 2 маленьких тазика, наш папа при помощи хитрых зажимов прикрепил лейку душа к нижней части этой доски, получился своего рода кран-душ, при помощи которого можно легко налить воду в тазик. Выдали ребенку несколько носовых платков и вуаля! минут 10 ребенок самозабвенно занимался стиркой, перекладывая платки из одного тазика в другой, выливая и вновь наливая воду. Если после этого вокруг ванны образовались новые водные объекты, не обессудьте, без этого познать мир, равно как и научиться самостоятельности, не удастся :) В общем постоянно приходилось что-то придумывать: пену делать и в стаканчики ее складывать, шампунем голову мыть (любит, когда после этого его из плошки обливают большим потоком воды), машины или паровозики от Лего в тазике мыть и много чего еще, всего и не упомнишь.

С прогулками с возрастом еще сложнее. И не потому, что гулять не любит, с улицы, как правило, с таким же трудом уходит. Во-первых, детям, по всей видимости, с трудом дается переход от одного состояния в другое, пока не особо помогает и информирование о будущих действиях. Во-вторых, все прелести улицы, пока ребенок не там, наверное, для него не очевидны, а плюсы от нахождения дома более ощутимы, вот они (книжки, игрушки). Перечисление всего, чем можно заняться на улице, как правило не помогает. Приходится минимум по полчаса собираться, ожидая, когда малыш доделает то, что ему хочется (на окошке постоять, паровозик повозить и т.п.), попутно рассказывая, чем можем заняться на улице (поглазеть на дорогу, дойти до трамваев, через дорогу перейти (наш очень любит переходить дорогу, показываем, где и как это можно делать, он уже в 1 год и 7 месяцев знал, что нужно дождаться зеленого сигнала светофора), на самокате прокатиться (пока, правда, он не умеет делать это самостоятельно, но, по крайне мере, стоит, равновесие учится держать, а мы его на нем возим), погрузить песок ковшевым погрузчиком в самосвал и отвезти на место «большого» строительства, порисовать мелками, поиграть с мячом, запустить мыльные пузыри, поиграть в догонялки, собрать каштаны и опавшие листья и т.п.). Иногда приходится и пропустить прогулку (идея собирать ребенка насильно нам чужда).

Когда ребенок совсем подрос (2 года и 3 мес.), проблема с прогулками актуализировалась с новой силой. Ничем его не завлечешь погулять, носится туда-сюда, одеваться не желает. В ход пошла тяжелая артиллерия. Папа с мамой одеваются и ждут его в коридоре. Он предлагает поиграть, почитать и т.п. Родители непреклонны: сейчас мы играть, читать и т.п. не будем, только по возвращении с прогулки, мы собрались гулять, поэтому только ждем тебя. Минут через 5-10 ребенок прибегает, правда, без желания, но одеваться не противиться. С улицы, как правило, тоже возвращаться не хочет, но договориться обычно получается намного быстрее.

И очень важно в моменты, когда сталкиваешься с негативом со стороны ребенка, прочитать (перечитать) книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Поможет определиться с вектором ваших действий в непростых ситуациях. Также полезно прочитать «Школа Саммерхилл. Воспитание свободой» А.Нилла, возможно, поменяете что-то в общении с ребенком, снизите уровень своих требований.

Добавить комментарий