Первые слова

На самом деле мы так и не поняли, какие слова у нашего ребенка были первыми, и когда это случилось.

С начала ребенок произносит звуки «аааааа», «аууууу», «уааааа» (нашему было около 3 месяцев), несколько позже ребенок соединяет звуки и произносит слоги «ма», «па», «ба». Через некоторое время это перерастает в «мамамамамама» или «ма», пауза, «ма» (в 9 месяцев это уже было, более точно уже не помним). Но мы не воспринимали эти звуки и слоги как «мама» или «папа», это не было обращением к нам, ребенку просто нравились звуки и, наверное, наша реакция на них:

— «ма»_»ма»_»ма»,

— «что, Гриша?».

Плавно звуки перешли в слова, однако, где эта граница, сказать сложно.

Примерно с 1 года и 2 месяцев постепенно начинает подражать животным: «му», «ме», «бе», «аф» (пожалуй, для меня это самое умилительное слово из уст нашего малыша: губки складываются особым образом, щечки надуваются, даже выражение лица изменяется :)). Со временем словарный запас расширяется, появляются «ко-ко-ко», «га-га-га», «кря-кря-кря» (правда, «р» почти не произносится, уловить разницу между «ква-ква» и «кря-кря» можно исключительно по контексту :)), «мяу», «пи-пи-пи» (правда, получается примерно «пэ-пэ-пэ»), «хрю-хрю-хрю» (у нас это не совсем так, а как обычно взрослые копируют поросят, носовой «хрю»). Затем возникают и более сложные «и-го-го» (в нашем случае это «а-го-го» — слово на втором месте по умилительности :)), «иа», «ррр», «шшш», «гуль-гуль-гуль», «буль-буль-буль», а также «аё» (с характерным для «алё» прижатием руки к уху), «пам» (наверное, то же, что мы имеем в виду под «пам-парам»), «бам» (когда что-то упало). Любопытно, что «бам» (по версии нашего папы «бан») почему-то также обозначает все, самое значимое для ребенка, будь то баранка (к ней у нас просто невероятное пристрастие :)) или соска, крайне необходимая в моменты невзгод. По контексту различить одинаково звучащие слова с разным значением довольно просто.

Из обычных слов первым услышали «дай» (наверное, в 1 год и 4 месяца). Вторым (не считая «мама», «папа», «баба») было, пожалуй, «няня», затем «облака» (правда, сначала это звучало как «апакаааа», мы только недели через 2 сообразили, что это «облака» (няня учила ребенка песенке «облака — белогривые лошадки»). Далее «дям»  (что в действительности с учетом отрицательной интонации означает «не дам» :)). А в 1 год и 7 месяцев стали появляться «сям», «где», «дём» (вместо «пойдем» или «идём»), «на», «кран» с плохо выговариваемым «р», «опа» (любит говорить, когда взбирается на бордюр и спускается с него) и что-то очень похожее на «раз» во время счета. Надо сказать, что ближе к этому возрасту не только словарный запас начал заметно увеличиваться, а, что даже более важно, ребенок чаще стал использовать слова для коммуникации (повторить «собака» и иные сложные слова удавалось и ранее, но эти слова не использовались, пока они не в активном использовании, это просто звукоподражание). За неделю до 1 года и 8 месяцев появилось весомое «неть», сразу все заиграло :) частота его употребления значительно возросла по сравнению с ранее применявшейся системой в виде отрицательного мотания головой :). Примерно в это же время появилось «пюре» с плохо выговариваемым «р», «би-би», «ищо», а еще через пару недель «дядя» (наверное, няня научила, мы как-то не стремимся использовать детские версии «дядя», «тетя», предпочитаем «дама», «женщина», «мужчина», хотя ребенку упрощенные слова сейчас, безусловно, проще и, наверное, необходимы).

А пару месяцев назад возник неизведанный «уака», по-моему, это просто парафраз от «облака», «уака» произносится с огромным весельем, по всей видимости, ребенок очень обрадовался такой переделке.

Есть еще некоторые неопознанные обозначения, например, время от времени возникает загадочный «хим». Кто это такой и с чем его едят, нам пока не ведомо :)

Неделю спустя после 1 года и 8 месяцев ребенку начало нравится говорить, повторяет много слов, часть из них полностью, другие — только первый слог. Появились «канал» (с французским носовым «н»), «канава», «панама», «где?» (с характерным раскидыванием рук в стороны), олень (в Нескучном саду обитает) и множество других не менее интересных. Теперь уже нет смысла отмечать каждое новое слово, это происходит постоянно.

В это же время явственно обозначилось первое предложение — «дай мне», очень нужная фраза :)

А после 1 года и 10 месяцев изредка стали появляться предложения из трех слов, правда, зачастую слова в предложении пока еще плохо согласованны между собой по правилам русского языка, ничего, это же только начало.

За день до 2 лет вместо «нет» впервые появилось «не хочу», стало выясняться, что мы много чего не хотим, с «нет», на мой взгляд, было проще :) В это же время изредка можно услышать предложения из 4 слов, в то же время выражение мыслей одним словом по-прежнему практикуется наравне со сложными предложениями.

А с 2 лет и 1 месяца ребенок начинает вовсю цитировать стихотворения, которые мы ему читаем. Первыми были слова тети Лошади из С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», наши чувства в тот момент передать сложно, если кратко, то это восторг и умиление. И ведь очень в тему подобрал, цитировал, качаясь на пружинной лошади на детской площадке. После последовали и другие. И даже иногда изменяет слова в стихотворении, не соглашаясь пересказывать, как это звучит в оригинале, видимо, так ему кажется гармоничнее :), мы не возражаем и не настаиваем, так даже интереснее.

Около 2,5 лет появляются сложные акцентные конструкции, например: «мама, обрати внимание…» или «понимаешь, мама, …». Как же не понять, понимаю, конечно :)

А почти в 3,5 года, сидя на стиральной машине, поднимая и опуская ногой упаковку с подгузниками, сочинил такое двустишие:

Поворотный кран упал,
На дороге самосвал.

Ребенок явно не в маму))), которая с поэзией никогда не дружила.

Добавить комментарий