Развивайки, развивашки и прочее

Ребенку еще не исполнилось и 1 года, когда от одной мамы, чей ребенок примерно одного с нами возраста, услышала: «А вы ходите на развивашки?». «Зачем?» — подумала я, а вслух сказала: «Так мы же еще маленькие». Тут меня неразумную мамашу начали просвещать, что совсем и не рано, есть такие занятия для малышей от 7-8 месяцев, куда можно приходить с ребенком, ему там интересно, очень нравится общаться и т.п. Если честно, я с трудом представляю себе радость от общения с другими малышами у ребенка такого возраста. Ему, конечно, может быть интересно потрогать кого-то, но для него это примерно то же самое, что и все окружающие предметы вокруг, как пульт от ТВ, стул, стол и т.п., выстраивать коммуникацию, а, главное, еще и получать удовольствие именно от общения, ребенок в таком возрасте не способен. Зачем себя обманывать, что ему это очень нужно, полезно, интересно и т.п. Давайте уж признаем, что это нужно нам, родителям, чтобы была уверенность, что он будет самым умным, самым развитым, и еще много каким «самым-самым». Наш ребенок всегда казался мне совершенно замечательным (кстати, как и большинство малышей на детской площадке), и пошел он не очень-то рано (ну и что?), и не говорил слова, которые дети в этом возрасте по заявлению их родителей уже говорили (ну и что?). Хотя, если честно, мне кажется, что это не совсем соответствует реальности, я тоже могу утверждать, что наш ребенок во столько-то месяцев говорил «мама», но это не правда, он говорил «мамамамамамама» или «ма» — пауза «ма», но это не мама, не обращение к маме, это только лишь произнесение звуков, просто большинство родителей хочет, чтобы именно их был самым-самым.

Каким я хочу видеть нашего ребенка?

Любопытным. Поэтому почти все, к чему он проявляет интерес, мы даем возможность потрогать, понюхать, попробовать на зуб. Электрический чайник, безусловно, ему интересен, особенно с учетом того, что мама с папой только что наливали из него воду в стакан. Просит. Горячий пока. Не давать? Почему? Выливаем из него кипяток, даем в руки и объясняем, что он горячий. Потрогал, понял, исследует дальше. Интересная кнопка, от нажатия на которую открывается крышка. Не получается нажать, чтобы крышка открылась. Помогаем. Сколько счастья! А теперь нужно тоже «налить» воображаемую воду из чайника в кружку. Даем пластмассовую. Делает вид, что наливает, просит, чтобы мы тоже налили и попили (ролевые игры), «попьем», «ааа, как вкусно» :)

Самостоятельным. Поэтому все, что ребенок хочет сделать без нашей помощи, мы не препятствуем, просто следим, чтобы не нанес себе какой-либо серьезной травмы. Книжный стеллаж с книгами за стеклянными дверцами, хочет открыть и достать книги. Помогаем приоткрыть дверцы, дальше он уже сам. Достает одну за другой понравившиеся книги (выбирает сам), открываем, смотрим. Если выбрал совсем уж книгу для взрослых, без картинок, объясняем, что там только буквы, и навряд ли его заинтересует, прислушивается, как правило, выбирает другую.

Здоровым. Это, конечно, на первом месте. Отсюда и все наши температурные режимы в квартире, купание в прохладной воде, легкая одежда, ограниченный набор продуктов, шведская лестница и прочее.

Естественным. Важно быть самим собой, а не вести себя хорошо, слушаться родителей и т.п. Пытается стукнуть кого-то, можно объяснить, что это больно и обидно. Расстроился из-за чего-то, ничего, имеет право поплакать, вполне подойдет «пойдем, полежим». У нас для этого целый ритуал сложился: ложимся на нашу двуспальную кровать, соску в рот, укрывается пеленкой, сейчас уже сам зовет полежать, когда чувствует, что эмоционально перенапрягся и хочет отдохнуть, и обязательно берет соску и пеленку:) Никаких сравнений с другими детьми («посмотри, Егор не плачет, Даша не плачет, а ты плачешь»)! Никаких запретов на эмоции («ты же мальчик, мальчики не плачут»)! Важно понимать, ребенок имеет право огорчаться, плакать, капризничать, главное, чтобы при этом не манипулировал взрослыми. Это уже зависит от вас. Мы не поддаемся, полежим, обнявшись, этого хватает, По крику разрешить, что до этого было нельзя, безусловно, ошибка.

Другими словами, я хочу видеть нашего ребенка счастливым. Не послушным, не хорошим мальчиком, а именно счастливым! Например, таким :)  IMG_1846_2

Или таким:2_cr

А развивайки?

Так мы каждую минуту развиваемся. Или нужны только специальные развивашки? А чем кастрюли, поварешки, пылесос или протирание пыли (копирование родителей) хуже? И разве для того, чтобы открыть и закрыть кнопки, замки, липучки нужны специальные игрушки монтессори? А мамина или папина кофта/куртка или башмаки ребенка для этого не годятся? А чем деревянное или пластмассовое яблоко, картофель, морковь, кабачок и прочие вкусности лучше настоящих, с определенной фактурой, цветом и запахом. «А как же общение с малышами?» — спросите вы. Сходите на детскую площадку, общения получится более, чем достаточно, да еще и в разной форме. Найдутся и те, кто заберет игрушку, оттолкнет, и те, кто готов меняться, а есть, кто предложит спеть песенку малышу, если он расплакался. И все это на свежем воздухе, а не в душном помещении развивающего клуба. А, если вы еще и не сильно ограничиваете ребенка дома и на улице, то познание окружающего мира происходит в его многообразии и совершенно естественным способом, можно померить лужи, зачерпнуть лопатой воды, поглазеть на работающий экскаватор или агрегат для чистки снега на катке (последний можно и потрогать в выключенном состоянии).

Давайте просто дадим нашим малышам удовлетворять их естественное врожденное любопытство и они будут «самыми-самыми». А если не будут, то и не страшно, гораздо хуже, когда он «самый-самый», а ему в этой жизни ничего не нужно, он не в состоянии понять, чего хочет сам (не родители), в последних классах школы не может выбрать, куда пойти учиться, ни одна профессия, ни одно занятие сильно его не увлекают, бывает, что и жить не хочет. В чем тогда смысл этого «самый-самый»?

P.S. Много позже нашла интересную статью по поводу раннего развития, а также результаты исследований, свидетельствующие о вреде раннего развития. Так появилась научная база у нашего понимания этого вопроса)), суть которого в том, что специальным образом с малышами заниматься нет необходимости. Вполне достаточно того, что родители дают возможность ребенку познакомиться с окружающим миром, серьезным образом не ограничивая его и не препятствуя, постоянно объясняют малышу все на свете, читают книги, дают возможность все исследовать, а главное — больше бегать, прыгать, лазать и т.п

Добавить комментарий