«Сама»

На самом деле это означает «сам», просто ребенок еще не успел освоить систему родОв в русском языке :)

Это совершенно замечательно, когда малыш осознанно заявляет, что желает что-то делать сам: словами, мычанием или как-то иначе. Главное поддержать в нем этот порыв, а не загубить на корню, позже попрекая нежеланием самостоятельно чистить зубы, мыть посуду, убирать игрушки, помогать во время уборки и т.п.

Наверное, одним из первых таких самостоятельных порывов у ребенка возникло желание самостоятельно спускаться с нашей двуспальной кровати (примерно в возрасте 10 месяцев). Наш папа показал ребенку, как это можно делать, повернув на живот, перебирая руками и ногами малыша назад, пока ноги не достанут пола. Месяца через полтора наша помощь ребенку уже не требовалась.

В районе 1 года во время кормления ребенок захотел самостоятельно орудовать ложкой. Полностью на самостоятельный прием пищи ребенок перейти в то время еще не мог, остался бы голодным, координация движений на тот момент настолько еще не развита. Предложили ему такой вариант: сначала кормим его сами, чтобы у него была возможность насытиться, а в конце, когда остается небольшое количество, ребенок переходит на самообслуживание. Правда, после этого ребенок и стульчик для кормления требовали тщательной обработки :), lopaemно это неизбежные издержки самостоятельности. Постепенно движения становились все увереннее, а с 1 года и 2,5 месяцев ребенок всегда кушает сам.

Примерно в возрасте 1 года и 1,5 месяцев установили шведскую стенку и купили мат. Первое время ребенок подойдет, подержится руками за ступеньку, полопочет и дальше пошел. Еще через какое-то время поднимется на 1-2 ступеньки, полопочет и все. Папа научил спускаться самостоятельно. И уже примерно в 1 год и 3,5 месяца няня в ужасе обнаружила, что ребенок головой в потолок упирается, а мат не расстелен, бегала у лестницы, боясь, что сорвется :) С тех пор мат постоянно расстелен, малыш взбирается и спускается, когда ему вздумается.stenka1

Что нам понравилось больше всего, так это то, что даже в случае падения (пару раз это, к сожалению, произошло, благо, мат всегда внизу) желание сделать это снова у ребенка не пропадает, через несколько минут делает это снова. И это не только со стенкой.

Был период, когда ребенок жаждал мыть посуду. «Я сама» и все тут. Приставим к раковине его табурет, выдадим посуду, которая не может разбиться, губку, щетку, средство для мытья (он сам руководит, что ему подать :)), откроем воду, и минут 20 ребенок занят. Заливается все вокруг, что ж поделать. Пытаемся объяснить, что стоит делать, а чего нет, как это делать аккуратнее. Со временем водных потерь становится меньше.

С чисткой зубов вопрос решился естественно и гладко. Купаясь в ванне и глядя на родителей, ребенок решил тоже начать чистить зубы. Тут же выдали ему новую зубную щетку (обычную взрослую щетку, детской на тот момент еще не запаслись). С тех пор никаких проблем с этой процедурой не возникает, как правило, при этом просит маму или папу делать это параллельно с ним. Стараемся не отказывать (только уж если очень заняты), заодно показывая, как правильно чистить зубы. В 2 года малыш пока делает это не правильно, в большей степени грызет щетку, нежели чистит зубы, зато при этом повторяет «вверх-вниз» :). И уже научился полоскать рот перед началом и в конце чистки, промывать зубную щетку. Всему остальному тоже научится.

А уж во время уборки квартиры ребенок всегда готов помочь, требуя выдать ему тряпку. Так мы же только «за». Главное выдать чистую тряпку, и пусть протирает все, что посчитает нужным.pol_moem2

Сейчас уже невозможно представить уборку без его участия, причем не оторвешь, даже если наступила полночь и, очевидно, что пора спать. «Еще помою» и все тут :)IMG_2362_моет пол_2

Из этого опыта мы осознали, что зачастую ребенка не нужно ничему специально обучать, он просто хочет копировать взрослых. Если ему в этом не мешать (и, понятное дело, не ругать в случае неудач), усилия для приучения во многих случаях не потребуются.

Безусловно, это работает не всегда, есть вещи, которые ребенку просто не нравятся. Тогда без определенных усилий и терпения не обойтись. Но можно хотя бы сократить число таких ситуаций, не мешая детской самостоятельности, а, наоборот, ее поощряя.

Добавить комментарий