А на сколько развивашек вы ходите?

Что можно ответить на такой вопрос? Да ни на сколько. Ребенку не нужно ходить на развивающие занятия, чтобы развиваться. Развитие предусмотрено самой природой, иначе мы с вами давно бы уж вымерли. Только нужно понимать, что развиваться ребенок способен лишь в ситуации спокойствия и прочной привязанности к своим взрослым (родителям, няне, бабушке, дедушке и т.п.). В противном случае он ощущает тревожность, и ему совсем не до развития. И, конечно, для развития ребенку необходима соответствующая среда: книги, игры, общение со взрослыми и сверстниками.

Очень печально, что в последнее время родители увязли в каких-то интеллектуальных соревнованиях друг с другом под девизом, похожим на «быстрее, выше, сильнее», и стараются заполнить каждую свободную от еды и сна минуту какими-то специальными занятиями, зачастую отдавая им предпочтение даже перед прогулками (и это понятно, потому как в сутках всего лишь 24 часа и невозможно добавить что-то, не убрав иное). Нам часто встречаются дети 3-4 лет, у которых каждый день четко расписан под то или иное занятие (чтение, письмо, счет, логика и т.п.), я уж молчу о 6-летках, которым школа из-за серьезной подготовки к ней уже, наверное, не видится чем-то приятным и интересным.

А играть-то ребенку когда? IMG_3301_crМногие ли родители осознают, что в дошкольном возрасте ребенок лучше всего развивается во время игры. «Так все занятия проводятся в форме игры!» — можете возразить вы. На самом деле это совсем не то. Психологи установили, что ребенок развивается исключительно во время спонтанной игры, т.е. без навязанных ему правил, без организованной игры.

Да, вы можете тыкать его в буквы или цифры, и рано или поздно он их запомнит. Но развитие — это, на самом деле, несколько иное. Это умение придумать что-то, например, приделать к паровозу какую-нибудь штуковину, которая будет чистить рельсы от снега, или сконструировать из конструктора трамвай с пантографом, или увидеть в каком-то предмете другую функцию, например, стул вместо коляски, палка вместо шлагбаума или пистолета (ассоциативное мышление), насос для мяча вместо шприца. Одно дело, если это было подсмотрено ранее у кого-то, и совсем другое, если это придумка именно вашего ребенка, его «ноу-хау». Самое ценное именно это. По большому счету, только этим и стоит заниматься в дошкольном возрасте. IMG_3310_crВремя для игр (а, значит, и естественного развития) может быть безвозвратно потеряно. А вот научиться читать, писать или считать ребенок еще успеет. Причем ребенок может этому научиться, не сидя на специальных занятиях, а по ходу своей жизни, возникновения интереса и получения ответов от взрослых на свои многочисленные вопросы.

«Но он ведь тогда не сможет поступить в школу!» — возразите вы. Не правда, сможет, с чего вы взяли? Допускаю, что его могут не взять в какую-то особую школу, которую вы для него присмотрели. Но нужно ли ему это? Не кажется ли вам странным то, что чуть ли не с самого рождения мы готовим детей сначала к подготовке к школе, потом в институт. Разве это и есть жизнь? Это называется детство?

Поверьте, наш ребенок, который не ходил ни на одни развивашки, к которому никогда не приходил преподаватель домой для занятий, знает не меньше других детей, чуть ли не каждый день посещающих занятия. В свои 4 года и 3 месяца он знает цифры, считает свободно до 20, но с небольшой помощью сможет и до 100. Может выполнять простые арифметические действия (3+1; 6-1; 1+0; 10-10) и решать простые уравнения (например, такое: У Ромы и Сережи были кубики. Рома отдал один кубик Сереже, и у ребят стало кубиков поровну, по три. По сколько кубиков было сначала у Ромы и Сережи?), что было для нас приятной неожиданностью. И он знает, пожалуй, все буквы и, что более важно, может придумать слова, начинающиеся с конкретной буквы (иногда мы так играем). Причем никто его специальным образом никогда не учил. Просто в нашей домашней детской библиотеке есть соответствующие книги, к которым он сам проявляет интерес (например, «Логика» Г.П. Шалаевой, «Волшебный праздник букваря» Агафонова В.В. и Соболевой О.Л., а также «Веселый счет» и «Веселая азбука» С. Маршака). Часть из них нам отдали знакомые, когда подросли их дети, другие мы покупали сами «на вырост». Многие из них больше подходят младшим школьникам, чем нам, но ребенок ими интересуется и просит почитать. Раз просит, читаем. Также ребенок, как и все дети, задает кучу вопросов, на которые мы стараемся всегда отвечать. С таким подходом в свои 4 года с хвостиком он знает римские цифры, может составлять их из любых подручных материалов. Зачастую, глядя на часы, правильно называет, который час (правда, в электронных часах он путает цифры 2 и 5, очень похоже пишутся). Может придумывать простые стихотворения, просто так, потому что это возникло в голове («Всё, что нужно, всё, что надо, и коробка мармелада» :)). Рассказывает кучу стихотворений (или небольшую прозу) наизусть, которые никто никогда с ним специальным образом не учил, просто у малышей замечательная память, и они прекрасно запоминают, все, что им читаешь (полагаю, из-за этого они временами и просят читать одно и то же несколько раз подряд), чем, временами, несколько раздражают взрослых :).

Давайте не будем забывать, что наши малыши пока еще маленькие дети и им нужно играть, гулять, дурачиться. IMG_3193_crИ это важнее любых занятий. Все остальное подождет. Не нужно превращать детство в гонку за эфемерным будущим благом. Даже если при поступлении в школу ваш ребенок будет знать больше других ребят, это не восполнит потерянное время, предусмотренное для игр и шалостей. Как правило, позже, к средней школе такие дети ничем не выделяются среди сверстников. Зачем же тогда лишать детей детства?

Добавить комментарий